Гудок,
23 ноября 2011 г.
Нервы потребителей защитят от банкиров
707 просмотров
Минэкономразвития расширяет действие «Закона о защите прав потребителей». Клиенты финансовых структур смогут получать полную информацию о финансовой услуге и, при необходимости, требовать с финансистов возмещение морального вреда.
Новый законопроект, опубликованный на сайте министерства, дает полномочия Роспотребнадзору разработать ряд поправок в «Закон о защите прав потребителей» (ЗоЗПП). Действие закона распространится на все финансовые институты, которые предоставляют так называемые «финансовые услуги». В перечень этих учреждений войдут банки и страховые компании.
Понятие «финансовая услуга» было закреплено в законодательстве еще более 10 лет назал, однако, не попадало под основополагающую норму ЗоЗПП: соответствие услуги ее описанию. С принятием поправок ситуация может измениться в корне: деньги банков и страховых компаний приобретут статус обычной услуги.
От банкиров и страховщиков потребуют полной «прозрачности» при описании услуги и ее побочных опциях, таких как стоимость обслуживания банковской карты и т.п. Это исключает возможность «подписать» потребителя на услуги, на которые тот не давал прямого согласия и о которых мог и не догадываться. Любые дополнительные услуги будут доступны клиенту только при его личном согласии и при наличии его подписи под соответствующим договором.
Также, согласно действующему закону «О защите прав потребителя», клиент сможет затребовать с финансового учреждения компенсацию за причиненный материальный или моральный вред. На данный момент в отношении финансистов, вводящих своих клиентов в заблуждение, не применяется уголовная или административная ответственность. Дело рассматривается по факту «нарушения закона о конкуренции» и, как правило, разбирается антимонопольной службой. Новые поправки гарантируют потребителям возможность требовать возмещение морального вреда, а также получить от ответчика дополнительный штраф в размере 50% от суммы компенсации, присужденной судом. При этом такого рода дела должны будут рассматриваться в судах общей юрисдикции.
У потребителя будет возможность в течение трех лет со дня заключения договора, обжаловать его условия в суде. В тексте законопроекта также уточняется: «Срок для предъявления требования о применении последствий недействительности ничтожного условия - 1 год с даты заключения договора, а о применении последствий недействительности условия договора об оказании финансовых услуг - 3 года с того же момента».
Михаил Аншаков, председатель «Общественного контроля» Общества защиты прав потребителей поддерживает инициативу Минэкономразвития. По мнению эксперта, защитят потребителей от многочисленных нарушений со стороны финансовых институтов. «Российский закон о защите прав потребителей у нас один из строжайших в мире, но различные лобби, в том числе и банковское, добиваются различных ограничений его норм для своих целей. Если закон примут, то количество возможных санкций в отношении финансистов-ответчиков значительно возрастет».
Тем не менее, Аншаков не советует клиентам банков и страховых фирм радоваться раньше времени: принятие законопроекта будет нелегким. «Следует ожидать сильного сопротивления со стороны банковского лобби», - уверенно говорит эксперт. «Возможно, им удастся внести, на первый взгляд, совершенно нейтральные и несущественные поправки в текст нового закона, а впоследствии эти изменения станут юридическими лазейками для финансистов. Эти «мелочи» будут играть роль запятой в фразе «казнить нельзя помиловать».
Вместе с тем, некоторые представители финансового сектора считают, что расширение действия «Закона о защите прав потребителей» - не единственная мера, способная облегчить жизнь клиенту финансового учреждения. Член комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков сообщил Gudok.ru: «Новый законопроект - неоднозначная инициатива. Лучше было бы создать специальный орган, который занимался правозащитной деятельностью потребителей исключительно в финансовой сфере».
При этом депутат разделяет идею авторов законопроекта о предоставлении банками полной информации об услуге. С этой целью Аксаков предлагает вводить специальные «паспорта услуги». «В этом документе должна прописываться полная информация о предоставляемой услуге. Это касается как потребительских кредитов, так и прочих продуктов, которые может предоставить финансовая организация».
Павел МИРОНОВ
Вся пресса за 23 ноября 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
3 декабря 2025 г.

|
|
Подмосковье сегодня, 3 декабря 2025 г.
Угнать за 60 секунд: две марки бьют рекорды по кражам в России

|
|
РБК (RBC.ru), 3 декабря 2025 г.
ОСАГО станет персональнее: как новые тарифы ЦБ изменят стоимость полиса

|
|
Финмаркет, 3 декабря 2025 г.
Страховщики РФ увеличили общие сборы по автокаско на 1,9%

|
|
Российская газета онлайн, 3 декабря 2025 г.
Выплаты россиянам по страховкам жизни и здоровья уверенно растут

|
|
Реальное время, Казань, 3 декабря 2025 г.
Рынок кредитного страхования жизни достиг рекордных 24 млрд рублей

|
|
РИА Новости, 3 декабря 2025 г.
Суд взыскал с телеведущей Кудрявцевой 450 тысяч рублей из-за залитой квартиры

|
|
Южный Урал, Оренбург, 3 декабря 2025 г.
Зачем нужна страховка по кредиту и можно ли от нее отказаться?

|
|
ТАСС, 3 декабря 2025 г.
Названы регионы с самой высокой долей риска высокоубыточных ОСАГО

|
|
PrimaMedia, Владивосток, 3 декабря 2025 г.
Сберстрахование лидирует по страхованию имущества граждан в России

|
|
Интерфакс, 3 декабря 2025 г.
Желающие купить «Росгосстрах» у ВТБ не смогли получить одобрение Банка России

|
|
Курсив, Ташкент, 3 декабря 2025 г.
Что чаще всего страхуют узбекистанцы

|
|
Север-Пресс, Салехард, 3 декабря 2025 г.
Муниципальных служащих Салехарда застрахуют от смерти

|
|
МК в Бурятии, Улан-Удэ, 3 декабря 2025 г.
Бурятия вошла в десятку регионов с самыми высокоубыточными автогражданками

|
|
Тульская пресса, 3 декабря 2025 г.
«Не суд, а цирковое представление»: как в Туле рассматривали дело автоподставщиков

|
|
Ведомости, 3 декабря 2025 г.
Половина россиян недовольны качеством медицинского обслуживания

|
|
cbr.ru, 3 декабря 2025 г.
Действие антикризисных мер для некредитных финансовых организаций в 2026 году

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 декабря 2025 г.
Южная Корея прекращает отклоняющийся учёт страховых обязательств у страховщиков жизни

|
 Остальные материалы за 3 декабря 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|